"Истину нужно повторять постоянно, так как вокруг нас постоянно проповедуют заблуждения"

И. В. ГЕТЕ

 ...После установления советской власти, к 1930-40-м годам маховик разрушений исторической застройки Иревана, переименованного в Ереван, принимает прямо-таки индустриальные масштабы. Одновременно с вытеснением коренного азербайджанского населения дан старт «реконструкции» Еревана, под «соусом» которой разрушается практически вся его историческая застройка. А вместо подлинной истории города начали усиленно создавать мифы, направленные на ее «арменизацию» и «удревнение» — чтобы «доказать», будто бы «древние армяне», «криптоармяне» и т.д. появились здесь раньше истинных основателей и хозяев города — азербайджанцев.

Началась эта кампания еще в 1950-е гг. по заданию советского правительства. Тогда вблизи Еревана «случайно», но очень своевременно, и была сделана «сенсационная находка». Археологи во всех смыслах «откопали» клинописный камень якобы времен урартского царя Аргишти, в котором тот и указал точную дату закладки мифического Эребуни. На месте начались лихорадочные раскопки, и вот уже в 1968 году состоялось открытие музейного комплекса «Эребуни».

Для пущего престижа пригласили и ведущих советских ученых. Только не рассчитали, что на ученых трудно произвести впечатление дешевой бутафорией.Так, среди участников мероприятия оказался академик Академии наук СССР Исаак Израилевич Минц — величина номер один в советской исторической науке, ученый с мировым именем. Его, конечно же, привезли на место раскопок, где уже красовалась «воссозданная крепость Эребуни». И здесь академик Минц спросил: «А что это за постройки и фигуры здесь — кто их установил?». Потом уточнил: «Это оригиналы?».«Принимающая сторона» оказалась в замешательстве. Сказать «да» было рискованно: такой ученый, как Минц, «расколол» бы фальшивку, как гнилой орех. Пришлось признаваться: «Нет, это мы сами тут установили наподобие тех, что были в древней Ассирии и Вавилоне».

Минц промолчал, но во время банкета после конференции сказал, что отсутствие фактов древности при раскопках Эребуни открывает большое поле для фантазии. Армянские ученые, конечно же, обиделись, но вынуждены были молчать.Тем более что академик Минц, для которого историческая правда была выше бытовых понятий «неудобно», «нехорошо» и «они нас коньяком угощали», прямо заявил: у него сложилось впечатление, что никаких реальных доказательств древности Еревана у армянской науки нет. Армянские коллеги пытались тогда убедить его, что это, мол, просто временная бутафория для туристов, но сегодня именно эту бутафорию выдают за доказательство ереванской «древности». С помощью которой обманывают не только и не столько туристов, сколько собственных граждан.https://www.elibrary.az/docs/QAZET/qzt2017_3494.htm

Год 1968-ой. Вся республика готовится к предстоящему торжеству - 2750-летию города Ереван - «двенадцатой столицы Великой Армении». «Откуда такая точность?» - сомнительно спросит читатель. Ваши подозрения абсолютно беспочвенны! Армянские «мудрецы» на счет этого слишком умны и педантичны! Любая их идея, даже самая бредовая, чего таить, обязательно будет подтверждена историческим документом. А таких фолиантов в Матенадаране, хвала Господу, пруд пруди...Вот и на этот раз долго искать свидетельства не пришлось. Синдром «рояля иод кустом» сработал четко. Благодаря целенаправленным стараниям армянских археологов, на которых заявление Пиотровски подействовало как хлыст, во время раскопок на вершине холма Арин-берд была «случайно» обнаружена стеклянная бутыль с посланием «армянского» царя Аргиш-ти будущим поколениям, где с точностью была указана дата торжественного возложения первого камня в основание «древнеармянского» города Ереван.Послание Аргишти своим потомкам, естественно, было составлено по-армянски, с использованием древнеармянского алфавита (ничего, что первый армянский алфавит был «изобретен» Месропом Маштоцем спустя почти 1200 лет после сочинения вышеупомянутого текста). Эта неприметная деталь не посмела омрачить праздничный настрой ликующей армянской интеллигенции.
 Вся Армения задыхалась от переполняющей их гордости: наконец-то нашлись неоспоримые, неопровержимые исторические факты, доказывающие «абори-генство» армян. На улицах и площадях Еревана проходили праздничные торжества, посвященные этой исторической дате, воздвигались памятники, сады. Были приглашены многочисленные гости из союзных республик и зарубежья...Но коварный враг не дремлет: неким московским ученым приспичило изучить новоявленный армянский артефакт. Эх вы, деревенщина! Людям доверять надо. Как же они посмели? Беспардонно осквернив бочку древнего армянского меда ложкой научного дегтя, они доказали, что «раритетный» сосуд, в который дрожащими от волнения руками когда-то заложил письмо потомкам царь Аргишти, - всего-навсего серийная бутылка из-под вина, изготовленная в эпоху августейшей императрицы Екатерины II в России, о чем подтверждает и фирменное клеймо на донышке стеклотары. Излишними оказались и лабораторные анализы.Праздничный настрой был молниеносно испорчен, и «древнюю» бутыль упрятали в хранилище... для более подходящего момента. https://zen.yandex.ru/media/id/5f47313694c86652b080ee19/k-istorii-armenii-ili-ne-sostoiavshiisia-2750letnii-iubilei-5f4a15ccb567d95cd1cc8870Город Иреван - город мечетей. Из 15 мечетей варварами были уничтожены 14 мечетей. До сегодняшнего дня сохранилась одна азербайджанская мечеть - Голубая мечеть, которую в Армении называют персидской. В 1766 г. азербайджанский хан Эриванского ханства Гусейнали-хан Каджара, сардар (губернатор) города Иревана, приказал на 7 тыс. кв. м выстроить Голубую мечеть . В прошлом мечеть входила в восьмерку главных функционирующих мечетей в Эриванском ханстве. Она была возведена с четырьмя минаретами, но в разные годы три разрушили, уцелел до сего дня только один и три купола. В этом очаровательном месте, известном еще под названием «Небесная мечеть» (старое название), очень тихо и спокойно — после посещения Голубой мечети чувствуешь себя счастливым. «Голубой» или «Геой-джами» («геой» — «голубой», азерб.) она называется из-за облицовки купола центральной мечети.

Можно что угодно и как угодно называть, но исторические следы уничтожить невозможно. Истина пробивает себе дорогу. А лжецы остаются у разбитого корыта.

Камран Рустамов, 

доктор технических наук, Заслуженный деятель науки,

член Союзов журналистов Азербайджана и России, профессор

(Москва)

(Специально для tezadlar.az)

Pin It

GÜNDƏM

SƏYAHƏT

Jurnalistler



Tezadlar Arxiv

İDMAN